FMEA. Анализ видов и последствий отказов.
25.04.2017
Ключевые слова:

CASQ-it, FMEA, Анализ видов и последствий потенциальных отказов.

Применимость, преимущества и недостатки

Исторически сложилось так, что существует большое количество различных способов проведения анализа видов и последствий потенциальных отказов. В зависимости от специфики отрасли, особенностей внутренних процессов на предприятии, а также исторического и географического контекста, представление о корректной процедуре анализа рисков было различным в зависимости от применения методов "FTA (Fault Try Analisys)", "Диаграммы Ишикавы", "5 Почему" и т.д. Однако это не исключает универсальную применимость FMEA: способы анализа рисков, предлагаемые данной методикой, могут быть использованы в любой сфере деятельности человека, начиная от производственных операций и заканчивая процессами в сфере услуг, в том числе некоммерческих, таких как социальное обеспечение и другими.
Ключевыми предпосылками для проведения анализа видов и последствий отказов могут являться:
  • необходимость определения отказов в системе на момент проектирования, которые непосредственно влияют на корректное функционирование данной системы, а также отказов, которые могут оказать влияние на безопасность пользователей системы (под системой подразумевается некая совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов);

    FMEA. Структура элементов.

    ПО CASQ-it.FMEA. Пример системы, как совокупности элементов.
  • выполнение требований Заказчика (стандартное требование ОЕМ производителей в автомобилестроении в соответствии с ISO/TS 16949);
  • общее повышение надежности работающей системы (например, путем инициирования действий по обеспечению качества);
  • детальное изучение конструкции или процесса, связанных с ними рисков, с целью непрерывного улучшения в рамках бережливого производства или «6 сигма» проектов.
Основными задачами анализа видов и последствий отказов являются:
  • Полная детализация всех видов отказов, оценка всех нежелательных последствий (рисков) в пределах изучаемой системы;
  • Классификация изученных отказов и их ранжирование по степени оказываемого влияния на функционирование системы по различным характеристикам (легкость обнаружения, частота возникновения, ремонтопригодность и т.д.)
  • Определение критичности отказов для предприятия с целью внедрения специальных корректирующих мероприятий для снижения влияния отказов на работу системы в целом;
  • Создание плана улучшения процесса/конструкции путем сокращения влияния отказов на систему;
  • Создание плана технического обслуживания и ремонта оборудования (станков, машин) для снижения вероятности возникновения отказов.
Таким образом, проведение анализа рисков жизненно необходимо (а в таких отраслях, как авиа- и автомобилестроение и вовсе обязательно) для любой организации, так как метод FMEA позволяет выявить все слабые места системы, а также предотвратить возможные нежелательные последствия в будущем (издержки на гарантийные ремонты, компенсации, возвраты по рекламациям и т.д.).
Существует несколько подходов, которые необходимо учитывать при проведении FMEA. В зависимости от сложности системы могут возникать различия по следующим ключевым элементам:
  • Количество оцениваемых характеристик (легкость обнаружения, частота возникновения, серьезность отказа);
  • Схемы оценки отказов по количественной шкале характеристик (наиболее распространенной является десятибальная шкала, применяемая преимущественно в автомобилестроении и авиастроении);
  • Метод определения критичности отказов (приоритетное число риска, матрица риска, оценочный анализ риска по критерию серьезности последствий);

FMEA. Схема оценки

ПО CASQ-it.FMEA. Пример схемы оценки основных характеристик для определения приоритетного числа риска.
По сравнению с другими методиками использование метода FMEA для анализа рисков позволяет получить следующие преимущества:
  • Возможность устранить недостатки конструкции еще на этапе проектирования;
  • Раннее определение возможных отказов, которые могут привести к нарушению функционирования системы;
  • Определение необходимых действий, которые повысят общий уровень надежности системы;
  • Выявление проблемных зон процесса, снижение вероятности потери качества продукции;
  • Концентрация внимания на действительно проблемных местах системы, ключевых вопросах управления качеством и изготовления продукции;
  • Определение общей стратегии и формировании плана технического обслуживания оборудования;
  • Метод помогает понять конструкторам и технологам наиболее важные параметры, влияющие на надежность системы;
  • Метод позволяет составить общую картину системы со всеми функциями, отказами и возможными мероприятиями, что позволяет сэкономить ресурсы (временные и материальные)потраченные на обработку поступающих рекламаций.
Несмотря на большую популярность метода FMEA, он обладает и некоторыми недостатками:
  • Анализ сложных систем с большим количеством уровней может занять очень много времени, что делает необходимым использование специализированного программного обеспечения для автоматизации проведения FMEA
  • Необдуманное проведение анализа видов отказов может привести к неверным выводам и соответственно к некорректному вектору развития проекта;
  • Сильное влияние на конечный результат анализа оказывает степень квалификации и мотивации FMEA команды.
Подводя итог, определим место и общую применимость метода анализа видов и последствий отказов в современной теории и практике управления рисками:
  • FMEA применим, когда требуется всестороннее знание характеристик отказа объекта;
  • FMEA более подходит для небольших систем, модулей или комплексов;
  • FMEA является важным инструментом исследований, разработок, проектирования или решения иных задач, когда недопустимые последствия отказов должны быть идентифицированы и найдены необходимые меры по их устранению или смягчению;
  • FMEA может быть необходим для объектов, при проектировании которых использованы новейшие достижения, когда характеристики отказов не могут быть известны из предыдущей эксплуатации;
  • FMEA более применим к системам, имеющим большое количество компонентов, которые связаны общей логикой отказов.
ООО "Бёме унд Вайс Рус"

Россия, г. Ульяновск, ул. К. Либкнехта 24/5а
Email: info@boehme-weihs.ru


Связанные модули

FMEA

Поделиться:

Кол-во просмотров: 2035

comments powered by Disqus

Как наши IT-решения помогут Вашей компании?